Архивы
Общие мысли о походе
Идея этого похода была очень простая - осмотреть достопримечательности города Дмитров и прокатиться вдоль исторической границы Тверского и Владииро-Суздальского княжеств. Кроме участков, где этого невозможно было избежать, планировалось катить по дорогам с минимальным трафиком.
Было интересно посмотреть на эти места и ощутить все те условия, из-за которых два города (Москва и Дмитров), основанных примерно в одно и то же время, одним и тем же человеком (князем Юрием Долгоруким), с одной и той же целью (защита водных путей), имеют столь разную судьбу.
Проезжаемость трёх участков планируемого маршрута вызывала сомнения:
Участок Иванцево - Ольховик легко объезжается по Р112 (через Пановку и Полудёновку) и Дмитровскому шоссе, но из-за состава группы катить по Дмитровскому шоссе мне совсем не хотелось. Так как была сухая погода, то этот "перелаз" оказался совсем не перелазом - полностью прокатили его в седле. В мокрую погоду грунтовка, идущая по полю и представляющая собой в отдельных местах просто пересекающиеся тракторные колеи, может быть не проезжаема, но прохождение её велопешком сомнений не вызывает. В зоне леса грунтовка переходит в песчано-гравийный грейдер, движение по которому возможно в седле практически в любую погоду.
Логичного объезда участка Крутец - Микляево не существует. Сомнения вызывало наличие на нём СНТ, обитатели которого наверняка сделают всё возможное, чтобы перекрыть движение транзитного транспорта. Планировалось при таком перекрытии протащиться вдоль границы этого СНТ (300-500 м). Однако этот участок также был преодолён в седле, несмотря на все ухищрения садоводов - три шлагбаума и перекопанная в двух местах экскаватором дорога на Микляево.
Участок Мал.Борщевка - Подтеребово легко объезжается через Борщево и Слободу - получается радиалка на хут.Георгиевский. Однако при планировании маршрута был выбран лесной, заведомо более тяжёлый вариант, чтобы ощутить, что испытывали захватчики, приближаясь к Георгиевской церкви, но так и не преодолевшие оборону у её стен. Сразу могу сказать, что для любителей кататься лучше воспользоваться вариантом объезда, тем же, кто не боится стандартных для таёжных маршрутов перелазов (и имеет такой опыт), лучше пройти по лесной дороге - ощущения незабываемые. Однако, нужно быть готовым и к пешей разведке, и к обходу заболоченных участков через лес без каких-либо троп.
Таким образом, планируемый маршрут был пройден полностью без каких-либо изменений.
Готовили еду на газовых горелках - шли без костров, т.к. по решению губернатора с 27 апреля в Московской области был объявлен особый противопожарный режим, а мы законопослушные граждане.
1-й день похода (7 мая)
Добрались до места старта без особых проблем. Собравшись всей группой у подъезда нашего дома (в этот момент я узнал, что с нами едет и домашний питомец Будкиных - карликовый пудель Линда), отправились на станцию Покровская, где в очередной раз "порадовались" новым турникетам, которых ещё в прошлом году не было. Единственный широкий турникет работал со сбоями. Проехав на голицинской электричке до Савёловской, перебросились на Савёловский вокзал, от которого с комфортом (сидя и завтракая) на дмитровской электричке доехали до Дмитрова.
Стартовав в 10:31, подъехали к памятнику Дмитрию Солунскому. Тут стоит упомянуть, какое отношение к Дмитрову имеет известный христианский святой, который никогда не бывал в этих местах и умер задолго до основания города. Дело в том, что Юрий Долгорукий, основав город, назвал его в честь своего сына Всеволода, позднее известного, как Всеволод Большое Гнездо (реже, как Всеволод III). Всё понятно?
На самом деле всё очень просто. Дмитрий - имя, которое получил Всеволод при крещении, однако в быту, да и в летописях не использовавшееся, а Дмитрий Солунский был его небесным покровителем.
Подъехав к Дмитровскому кремлю осмотрели памятник Юрию Долгорукому, вокруг которого в этот день было много народа, и под голоса перекрикивающих друг друга экскурсоводов направились на территорию самого кремля через проход в валах, которого во времена средневековья не было. Тогда существовало только два прохода, которые защищали ворота (Никольские и Егорьевские). Этот проход в валах прокопали позднее - в конце XIX века.
На территории кремля осмотрели все сохранившиеся сооружения и памятники: Успенский собор с колокольней, памятник свщм.Серафиму у стен собора, здания гимназии и церковно-приходской школы и многие другие. Полный список приводить в этом мини-отчёте не буду, а просто сошлюсь на трек с достопримечательностями, где они все указаны.
Посмотрев всё внутри кремля, прокатились до реконструированных Никольских ворот - качество реконструкции не понравилось. Затем, через кремль, отправились к Егорьевским воротам (не реконструированы, просто проход в валах), где в 2000-х было установлено несколько скульптурных миниатюр.
От Егорьевских ворот прокатили по Кропоткинской улице, на углу которой сохранились два старых купеческих дома. Перед первым из них - домом купцов Новосёловых - установлен памятник известному учёному и теоретику анархизма князю П.А.Кропоткину, который последние годы своей жизни прожил в Дмитрове. В действительности, князь Кропоткин не имеет к этому дому никакого отношения. Однако, из-за памятника многие считают, что именно в этом доме он жил и умер после возвращения в Россию.
В самом конце Кропоткинской улицы возникла стихийная ярмарка, поэтому нормально сфотографировать купеческие дома (довольно интересные) не удалось - чтобы сделать эту фотографию фрагмента дома купцов Клятовых пришлось забраться между двух лотков, пробираясь мимо развешенной одежды.
После купеческих домиков мы покатили к дому-музею П.А.Кропоткина. Именно в этом доме он и жил в Дмитрове. Сейчас дом окружён многоэтажками. Там мы встретились с местным жителем, который рассказал о том, как раньше выглядело это место, и как жители спасали музей во время пожара.
Покинув исторический центр города, отправились в места, которые когда-то были его пригородами. В бывшей усадьбе Подлипичье (до начала 30-х годов прошлого столетия она находилась вне города Дмитрова) осмотрели церковь Казанской иконы Божией Матери (1735) и дом, котором жил сщмч.Серафим.
Из Подлипичья отправились к Борисоглебскому мужскому монастырю.
Осмотрев монастырь поехали за пределы города по Внуковской улице, по дороге полюбовавшись Троице-Тихвинской церковью. Дмитров оставил довольно приятные впечатления - чистый, ухоженный. На выезде из города устроили закупку недостающих продуктов. Группа покинула пределы Дмитрова в 12:45, затратив на городскую экскурсию всего 2 часа 15 минут - поход начался.
Проехав через Внуково, где посмотрели как восстанавливается церковь Троицы Живоначальной, мы отправились мимо СНТ по лесной дороге к посёлку свх.Будённовец (быв. Даниловское).
Осмотрев в посёлке церковь Николая Чудотворца (1768-1777), отправились напрямую в Торговцево, чтобы как можно меньше катить по А-108.
Не пожалели. Из Торговцево с противоположного берега Жестылёвского водохранилища открывается замечательный вид на Покровскую церковь в Жестылёво.
Перебраться на другой берег Жестылёвского водохранилища в этом месте можно только по А-108. Выехав на неё мы сразу поняли, что на этом участке трасса отыграется на нас за наше избегание - мост через водохранилище ремонтируется! Пробки с двух сторон от моста, половина моста перекрыта, на оставшейся половине нанесена временная разметка, по одной полосе в каждом направлении, причём такой ширины, что две фуры разъезжаются на отдельных участках с трудом. Нас спасло только то, что средняя скорость движения потока примерно равнялась нашей.
Преодолели мост довольно хорошо - мы были вежливы к автомобилистам, пропускали их в сложных местах, а они к нам - в тех местах, где поток замедлялся совсем, оставляли для нас возможность проехать быстрее потока по краю полосы. Единственным недовольным был пёс, сидевший на заднем сиденье автомобиля и наблюдавший, как мимо него проезжает Линда в корзинке, закреплённой на руле.
После моста сразу же повернули в Жестылёво, где полюбовались Покровской церковью.
Вернувшись к А-108 мы практически сразу ушли с неё на Р-112. Так мы не только покинули дороги с напряжённым трафиком, но и покинули пределы Клинско-Дмитровской гряды - таких крутых подъёмов и спусков, как в самом Дмитрове и его окрестностях, нам на протяжении всей оставшейся части маршрута больше не встречалось.
Раннее вставание и пересечёнка давали о себе знать - есть хотелось всё сильнее. На р.Ветелка в 15:01 встали на обед. Воду брали из самой Ветелки. На обед и отдых потратили почти 3 часа - до планового места ночёвки оставалось менее 20 км.
После обеда, немного проехав по Р-112, свернули на дорогу, идущую в сторону Вербилок. Трафик стал ещё меньше. В Вербилках купили питьевой воды - было очень жарко и наши запасы подошли к концу. Затем осмотрели ничем не примечательную с архитектурной точки зрения деревянную церковь Александра Невского (1911-1916). Однако, эта церковь имеет замечательную историю. Немного в России найдётся православных храмов, построенных без разрешения епархии. Да и строилась она старообрядцем управляющим по требованию православных рабочих, выдвинутому ими во время стачки в 1905 году!
Из Вербилок покатили в Новоникольское, где полюбовались церковью Вознесения Господня (1818-1827), очень красиво подсвеченной лучами клонившегося к закату солнца.
Встали лагерем в плановом месте в 19:53. Вода бралась из весеннего бочага - ходить за водой к Дубне не хотелось, да и вода из такого бочага чище воды из весенней реки.
2-й день похода (8 мая)
Позавтракав и собрав лагерь, вышли на маршрут в 11:00. Без каких либо приключений добрались по хорошему грейдеру до нашего первого перелаза Иванцево - Ольховик. Прошли его быстро - было сухо.
В 13:24 за Ольховиком в лесочке устроили небольшой перекус, затратив на него 25 минут, и отправились в Мельдино, чтобы пересечь канал им.Москвы на пароме. Велосипедист ценится паромщиками в два раза больше обычного человека - аж целых 20 рублей.
После переправы покатили по разбитой асфальтовой дороге, на которой практически не было машин - сказывается пропускная способность парома.
Доехав по ней до Дутшево осмотрели развалины Дутшевской ГЭС и недалеко от неё встали в 15:33 на обед. Воду брали из р.Сестра. На обед и отдых потратили 2 часа 50 минут.
После обеда, немного проехав дальше по асфальту, свернули на Меленки. Нам предстояло проехать по грунтовке вдоль р.Сестра до ближайшего действующего пешеходного мостика.
Первый же мостик (напротив Высоково) оказался в нормальном состоянии. По нему мы и перебрались на другой берег реки.
От Высоково красивая пустынная дорога привела нас к церкви Спаса Нерукотворного Образа (1807-16) в Дулово.
Осмотрев церковь отправились к плановому месту лагеря у р.Крутец. Местность у р.Крутец оказалась сильно подболочена, поэтому отправились искать место для лагеря дальше по маршруту. Найдя место, где можно было переправиться через глубокий кювет, углубились в лес, где и встали лагерем среди елей в 20:35. Воду брали из притока р.Крутец.
3-й день похода (9 мая)
Утреннее солнце осветило верхушки елей с молодыми шишками - красиво. Вообще, лагерь получился уютный, хотя место для него выбиралось уже практически в момент захода солнца. Позавтракали. Лагерь собирали лениво - не хотелось покидать лес, обычное состояние для последней ночёвки похода. В результате вышли на маршрут в 12:04. По плану в этот день обеда быть не должно - идём только на перекусах. Нам предстояло пройти два проблемных участка и попасть на последнюю электричку в Решетниково, приходящую в Москву в разумное время.
Выбравшись из леса на дорогу, покатили по ней на Ручьи, где заехали в магазин, чтобы закупить воду на конец маршрута - жарко. Закупку произвели быстро - 12 минут.
Покатили в деревню Крутец, где посмотрели как восстанавливается Троицкая церковь (1822-1828). Здесь начинался наш второй проблемный участок - Крутец - Микляево.
До СНТ "Крутец-Дулево" от д.Крутец идёт разбитая грунтовка. Её пытаются улучшить подсыпая чем попало: осколки кирпича, куски бетонных плит с торчащей из них арматурой и т.п. Лавируя между таких "улучшителей", добираемся до СНТ "Крутец-Дулево", где нас встречает закрытый на замок шлагбаум и объявление, что "сквозной проезд закрыт". Однако, между шлагбаумом и забором есть промежуток, в который со скрипом, но вписывается велосипед с рюкзаком. Преодолеваем закрытый шлагбаум в седле.
Далее в самом СНТ нам встречаются ещё два шлагбаума, но уже открытые. Подъехав к выезду на дорогу, идущую на Микляево, обнаруживаем закрытые ворота и открытую пешеходную калитку, достаточно широкую чтобы её также преодолеть в седле. Всё мы на свободе!
Но... дорога по всей ширине перекопана экскаватором - вырыта траншея и насыпан земляной вал (ещё одно такое же сооружение мы встретили на этой дороге недалеко от Микляево) - садоводы явно готовились к обороне. Провести велосипеды по краю такой фортификации проблем не составило. Движение по самой дороге никаких проблем не вызывает - обычный грейдер вполне приличного качества.
Доехав до Микляево, направились к Мал.Борщёвке, где начинался последний перелаз этого похода - полевая и лесная дорога на хут.Георгиевский.
Препятствие на любителя. Реальный перелаз по дороге вдоль низковольтной ЛЭП, на котором пришлось преодолеть, обходя по лесу, одно болотце и две "Ивашкиных лужи".
Что такое "Ивашкина лужа"
Примерно в середине лесной дороги Зоя проколола заднее колесо и мы решили совместить приятное с полезным - перекус с ремонтом, хотя перекус планировался после этого перелаза.
Отремонтировав колесо и перекусив, мы наконец-то выбрались к Георгиевской церкви, чем доказали, что мы в этих краях - свои, а не какие-то там захватчики.
Дело в том, что ни один захватчик дальше этого храма не заходил. В Смутное время поляки смогли дойти только до поля, расположенного рядом с деревней. С тех пор оно так и называется - "Панское поле". Во время войны 1812 года передовые войска Наполеона подошли к храму, но продвинуться дальше им также не удалось. В Великую Отечественную войну, во время наступления на Москву, фашисты дошли до храма, но не смогли продвинуться дальше и на 100 метров.
Дальнейшая дорога до ст.Решетниково никаких сложностей уже не представляла. По дороге полюбовались в Борщево Вознесенской церковью (1834).
После Борщево мы просто катили по дороге, стараясь успеть на нужную нам электричку. Вечерело. Успели.
Заключение
Хотелось бы выразить благодарность всем участникам этого славного предприятия. Даже самый молодой участник (для которого этот поход был первым велопоходом с ночёвкой) стойко держался во время перелаза через лес.
Отдельная благодарность Наде Будкиной, которая фотографировала на протяжении всего похода во всех условиях, и чьи фото также вошли в этот отчёт.
Идея этого похода была очень простая - осмотреть достопримечательности города Дмитров и прокатиться вдоль исторической границы Тверского и Владииро-Суздальского княжеств. Кроме участков, где этого невозможно было избежать, планировалось катить по дорогам с минимальным трафиком.
Было интересно посмотреть на эти места и ощутить все те условия, из-за которых два города (Москва и Дмитров), основанных примерно в одно и то же время, одним и тем же человеком (князем Юрием Долгоруким), с одной и той же целью (защита водных путей), имеют столь разную судьбу.
Проезжаемость трёх участков планируемого маршрута вызывала сомнения:
- Иванцево - Ольховик
- Крутец - Микляево (через СНТ "Крутец-Дулево")
- Мал.Борщевка - Подтеребово (хут.Георгиевский)
Участок Иванцево - Ольховик легко объезжается по Р112 (через Пановку и Полудёновку) и Дмитровскому шоссе, но из-за состава группы катить по Дмитровскому шоссе мне совсем не хотелось. Так как была сухая погода, то этот "перелаз" оказался совсем не перелазом - полностью прокатили его в седле. В мокрую погоду грунтовка, идущая по полю и представляющая собой в отдельных местах просто пересекающиеся тракторные колеи, может быть не проезжаема, но прохождение её велопешком сомнений не вызывает. В зоне леса грунтовка переходит в песчано-гравийный грейдер, движение по которому возможно в седле практически в любую погоду.
Логичного объезда участка Крутец - Микляево не существует. Сомнения вызывало наличие на нём СНТ, обитатели которого наверняка сделают всё возможное, чтобы перекрыть движение транзитного транспорта. Планировалось при таком перекрытии протащиться вдоль границы этого СНТ (300-500 м). Однако этот участок также был преодолён в седле, несмотря на все ухищрения садоводов - три шлагбаума и перекопанная в двух местах экскаватором дорога на Микляево.
Участок Мал.Борщевка - Подтеребово легко объезжается через Борщево и Слободу - получается радиалка на хут.Георгиевский. Однако при планировании маршрута был выбран лесной, заведомо более тяжёлый вариант, чтобы ощутить, что испытывали захватчики, приближаясь к Георгиевской церкви, но так и не преодолевшие оборону у её стен. Сразу могу сказать, что для любителей кататься лучше воспользоваться вариантом объезда, тем же, кто не боится стандартных для таёжных маршрутов перелазов (и имеет такой опыт), лучше пройти по лесной дороге - ощущения незабываемые. Однако, нужно быть готовым и к пешей разведке, и к обходу заболоченных участков через лес без каких-либо троп.
Таким образом, планируемый маршрут был пройден полностью без каких-либо изменений.
Готовили еду на газовых горелках - шли без костров, т.к. по решению губернатора с 27 апреля в Московской области был объявлен особый противопожарный режим, а мы законопослушные граждане.
1-й день похода (7 мая)
Добрались до места старта без особых проблем. Собравшись всей группой у подъезда нашего дома (в этот момент я узнал, что с нами едет и домашний питомец Будкиных - карликовый пудель Линда), отправились на станцию Покровская, где в очередной раз "порадовались" новым турникетам, которых ещё в прошлом году не было. Единственный широкий турникет работал со сбоями. Проехав на голицинской электричке до Савёловской, перебросились на Савёловский вокзал, от которого с комфортом (сидя и завтракая) на дмитровской электричке доехали до Дмитрова.
Стартовав в 10:31, подъехали к памятнику Дмитрию Солунскому. Тут стоит упомянуть, какое отношение к Дмитрову имеет известный христианский святой, который никогда не бывал в этих местах и умер задолго до основания города. Дело в том, что Юрий Долгорукий, основав город, назвал его в честь своего сына Всеволода, позднее известного, как Всеволод Большое Гнездо (реже, как Всеволод III). Всё понятно?
На самом деле всё очень просто. Дмитрий - имя, которое получил Всеволод при крещении, однако в быту, да и в летописях не использовавшееся, а Дмитрий Солунский был его небесным покровителем.
Подъехав к Дмитровскому кремлю осмотрели памятник Юрию Долгорукому, вокруг которого в этот день было много народа, и под голоса перекрикивающих друг друга экскурсоводов направились на территорию самого кремля через проход в валах, которого во времена средневековья не было. Тогда существовало только два прохода, которые защищали ворота (Никольские и Егорьевские). Этот проход в валах прокопали позднее - в конце XIX века.
На территории кремля осмотрели все сохранившиеся сооружения и памятники: Успенский собор с колокольней, памятник свщм.Серафиму у стен собора, здания гимназии и церковно-приходской школы и многие другие. Полный список приводить в этом мини-отчёте не буду, а просто сошлюсь на трек с достопримечательностями, где они все указаны.
Посмотрев всё внутри кремля, прокатились до реконструированных Никольских ворот - качество реконструкции не понравилось. Затем, через кремль, отправились к Егорьевским воротам (не реконструированы, просто проход в валах), где в 2000-х было установлено несколько скульптурных миниатюр.
От Егорьевских ворот прокатили по Кропоткинской улице, на углу которой сохранились два старых купеческих дома. Перед первым из них - домом купцов Новосёловых - установлен памятник известному учёному и теоретику анархизма князю П.А.Кропоткину, который последние годы своей жизни прожил в Дмитрове. В действительности, князь Кропоткин не имеет к этому дому никакого отношения. Однако, из-за памятника многие считают, что именно в этом доме он жил и умер после возвращения в Россию.
В самом конце Кропоткинской улицы возникла стихийная ярмарка, поэтому нормально сфотографировать купеческие дома (довольно интересные) не удалось - чтобы сделать эту фотографию фрагмента дома купцов Клятовых пришлось забраться между двух лотков, пробираясь мимо развешенной одежды.
После купеческих домиков мы покатили к дому-музею П.А.Кропоткина. Именно в этом доме он и жил в Дмитрове. Сейчас дом окружён многоэтажками. Там мы встретились с местным жителем, который рассказал о том, как раньше выглядело это место, и как жители спасали музей во время пожара.
Покинув исторический центр города, отправились в места, которые когда-то были его пригородами. В бывшей усадьбе Подлипичье (до начала 30-х годов прошлого столетия она находилась вне города Дмитрова) осмотрели церковь Казанской иконы Божией Матери (1735) и дом, котором жил сщмч.Серафим.
Из Подлипичья отправились к Борисоглебскому мужскому монастырю.
Осмотрев монастырь поехали за пределы города по Внуковской улице, по дороге полюбовавшись Троице-Тихвинской церковью. Дмитров оставил довольно приятные впечатления - чистый, ухоженный. На выезде из города устроили закупку недостающих продуктов. Группа покинула пределы Дмитрова в 12:45, затратив на городскую экскурсию всего 2 часа 15 минут - поход начался.
Проехав через Внуково, где посмотрели как восстанавливается церковь Троицы Живоначальной, мы отправились мимо СНТ по лесной дороге к посёлку свх.Будённовец (быв. Даниловское).
Осмотрев в посёлке церковь Николая Чудотворца (1768-1777), отправились напрямую в Торговцево, чтобы как можно меньше катить по А-108.
Не пожалели. Из Торговцево с противоположного берега Жестылёвского водохранилища открывается замечательный вид на Покровскую церковь в Жестылёво.
Перебраться на другой берег Жестылёвского водохранилища в этом месте можно только по А-108. Выехав на неё мы сразу поняли, что на этом участке трасса отыграется на нас за наше избегание - мост через водохранилище ремонтируется! Пробки с двух сторон от моста, половина моста перекрыта, на оставшейся половине нанесена временная разметка, по одной полосе в каждом направлении, причём такой ширины, что две фуры разъезжаются на отдельных участках с трудом. Нас спасло только то, что средняя скорость движения потока примерно равнялась нашей.
Преодолели мост довольно хорошо - мы были вежливы к автомобилистам, пропускали их в сложных местах, а они к нам - в тех местах, где поток замедлялся совсем, оставляли для нас возможность проехать быстрее потока по краю полосы. Единственным недовольным был пёс, сидевший на заднем сиденье автомобиля и наблюдавший, как мимо него проезжает Линда в корзинке, закреплённой на руле.
После моста сразу же повернули в Жестылёво, где полюбовались Покровской церковью.
Вернувшись к А-108 мы практически сразу ушли с неё на Р-112. Так мы не только покинули дороги с напряжённым трафиком, но и покинули пределы Клинско-Дмитровской гряды - таких крутых подъёмов и спусков, как в самом Дмитрове и его окрестностях, нам на протяжении всей оставшейся части маршрута больше не встречалось.
Раннее вставание и пересечёнка давали о себе знать - есть хотелось всё сильнее. На р.Ветелка в 15:01 встали на обед. Воду брали из самой Ветелки. На обед и отдых потратили почти 3 часа - до планового места ночёвки оставалось менее 20 км.
После обеда, немного проехав по Р-112, свернули на дорогу, идущую в сторону Вербилок. Трафик стал ещё меньше. В Вербилках купили питьевой воды - было очень жарко и наши запасы подошли к концу. Затем осмотрели ничем не примечательную с архитектурной точки зрения деревянную церковь Александра Невского (1911-1916). Однако, эта церковь имеет замечательную историю. Немного в России найдётся православных храмов, построенных без разрешения епархии. Да и строилась она старообрядцем управляющим по требованию православных рабочих, выдвинутому ими во время стачки в 1905 году!
Из Вербилок покатили в Новоникольское, где полюбовались церковью Вознесения Господня (1818-1827), очень красиво подсвеченной лучами клонившегося к закату солнца.
Встали лагерем в плановом месте в 19:53. Вода бралась из весеннего бочага - ходить за водой к Дубне не хотелось, да и вода из такого бочага чище воды из весенней реки.
2-й день похода (8 мая)
Позавтракав и собрав лагерь, вышли на маршрут в 11:00. Без каких либо приключений добрались по хорошему грейдеру до нашего первого перелаза Иванцево - Ольховик. Прошли его быстро - было сухо.
В 13:24 за Ольховиком в лесочке устроили небольшой перекус, затратив на него 25 минут, и отправились в Мельдино, чтобы пересечь канал им.Москвы на пароме. Велосипедист ценится паромщиками в два раза больше обычного человека - аж целых 20 рублей.
После переправы покатили по разбитой асфальтовой дороге, на которой практически не было машин - сказывается пропускная способность парома.
Доехав по ней до Дутшево осмотрели развалины Дутшевской ГЭС и недалеко от неё встали в 15:33 на обед. Воду брали из р.Сестра. На обед и отдых потратили 2 часа 50 минут.
После обеда, немного проехав дальше по асфальту, свернули на Меленки. Нам предстояло проехать по грунтовке вдоль р.Сестра до ближайшего действующего пешеходного мостика.
Первый же мостик (напротив Высоково) оказался в нормальном состоянии. По нему мы и перебрались на другой берег реки.
От Высоково красивая пустынная дорога привела нас к церкви Спаса Нерукотворного Образа (1807-16) в Дулово.
Осмотрев церковь отправились к плановому месту лагеря у р.Крутец. Местность у р.Крутец оказалась сильно подболочена, поэтому отправились искать место для лагеря дальше по маршруту. Найдя место, где можно было переправиться через глубокий кювет, углубились в лес, где и встали лагерем среди елей в 20:35. Воду брали из притока р.Крутец.
3-й день похода (9 мая)
Утреннее солнце осветило верхушки елей с молодыми шишками - красиво. Вообще, лагерь получился уютный, хотя место для него выбиралось уже практически в момент захода солнца. Позавтракали. Лагерь собирали лениво - не хотелось покидать лес, обычное состояние для последней ночёвки похода. В результате вышли на маршрут в 12:04. По плану в этот день обеда быть не должно - идём только на перекусах. Нам предстояло пройти два проблемных участка и попасть на последнюю электричку в Решетниково, приходящую в Москву в разумное время.
Выбравшись из леса на дорогу, покатили по ней на Ручьи, где заехали в магазин, чтобы закупить воду на конец маршрута - жарко. Закупку произвели быстро - 12 минут.
Покатили в деревню Крутец, где посмотрели как восстанавливается Троицкая церковь (1822-1828). Здесь начинался наш второй проблемный участок - Крутец - Микляево.
До СНТ "Крутец-Дулево" от д.Крутец идёт разбитая грунтовка. Её пытаются улучшить подсыпая чем попало: осколки кирпича, куски бетонных плит с торчащей из них арматурой и т.п. Лавируя между таких "улучшителей", добираемся до СНТ "Крутец-Дулево", где нас встречает закрытый на замок шлагбаум и объявление, что "сквозной проезд закрыт". Однако, между шлагбаумом и забором есть промежуток, в который со скрипом, но вписывается велосипед с рюкзаком. Преодолеваем закрытый шлагбаум в седле.
Далее в самом СНТ нам встречаются ещё два шлагбаума, но уже открытые. Подъехав к выезду на дорогу, идущую на Микляево, обнаруживаем закрытые ворота и открытую пешеходную калитку, достаточно широкую чтобы её также преодолеть в седле. Всё мы на свободе!
Но... дорога по всей ширине перекопана экскаватором - вырыта траншея и насыпан земляной вал (ещё одно такое же сооружение мы встретили на этой дороге недалеко от Микляево) - садоводы явно готовились к обороне. Провести велосипеды по краю такой фортификации проблем не составило. Движение по самой дороге никаких проблем не вызывает - обычный грейдер вполне приличного качества.
Доехав до Микляево, направились к Мал.Борщёвке, где начинался последний перелаз этого похода - полевая и лесная дорога на хут.Георгиевский.
Препятствие на любителя. Реальный перелаз по дороге вдоль низковольтной ЛЭП, на котором пришлось преодолеть, обходя по лесу, одно болотце и две "Ивашкиных лужи".
Что такое "Ивашкина лужа"
Примерно в середине лесной дороги Зоя проколола заднее колесо и мы решили совместить приятное с полезным - перекус с ремонтом, хотя перекус планировался после этого перелаза.
Отремонтировав колесо и перекусив, мы наконец-то выбрались к Георгиевской церкви, чем доказали, что мы в этих краях - свои, а не какие-то там захватчики.
Дело в том, что ни один захватчик дальше этого храма не заходил. В Смутное время поляки смогли дойти только до поля, расположенного рядом с деревней. С тех пор оно так и называется - "Панское поле". Во время войны 1812 года передовые войска Наполеона подошли к храму, но продвинуться дальше им также не удалось. В Великую Отечественную войну, во время наступления на Москву, фашисты дошли до храма, но не смогли продвинуться дальше и на 100 метров.
Дальнейшая дорога до ст.Решетниково никаких сложностей уже не представляла. По дороге полюбовались в Борщево Вознесенской церковью (1834).
После Борщево мы просто катили по дороге, стараясь успеть на нужную нам электричку. Вечерело. Успели.
Заключение
Хотелось бы выразить благодарность всем участникам этого славного предприятия. Даже самый молодой участник (для которого этот поход был первым велопоходом с ночёвкой) стойко держался во время перелаза через лес.
Отдельная благодарность Наде Будкиной, которая фотографировала на протяжении всего похода во всех условиях, и чьи фото также вошли в этот отчёт.
0 комментариев Viewed 8660 times